Об этом говорится в статье двух преподавателей Академии МВД Таджикистана Хаёта Сафарзода и Шохруха Ахьёзода, опубликованной 31 августа в группе «Совет молодежи» Академии МВД в Фейсбуке.
Авторы статьи, проанализировав уголовные дела, пришли к выводу, что около 90% молодых граждан Таджикистана попали под влияние экстремистских групп и «имамов в сети» в России. Проверить эти выводы не представляется возможным, поскольку молодые люди еще до выезда в Россию уже были более или менее набожны и осведомлены об исламе.
По официальным данным, с 2014 года, когда ИГИЛ призвал верующих в свои ряды, около 2000 граждан Таджикистана пополнили ряды этой террористической и других экстремистских группировок в Ираке и Сирии. Большинство из них погибли в ходе боевых действий, их жены и дети были вывезены в Таджикистан, и в настоящее время в тюрьмах Ирака и сирийских лагерях находится незначительное число их жен и детей. В марте на встрече с представителями духовенства президент Таджикистана Эмомали Рахмон признал, что за три года 24 граждан страны совершили террористические акты или были заподозрены в их подготовке в десяти странах.
Авторы указывают в своем совместном материале, что влияние «салафитско-ваххабитской» идеологии среди трудовых мигрантов возросло и это представляет «серьезную угрозу национальной безопасности» Таджикистана.
Хаёт Сафарзода и Шохрух Ахьёзода рекомендуют родителям мигрантов, официальным представительствам Таджикистана и таджикским диаспорам в России приложить все усилия для борьбы с экстремизмом внутри и за пределами страны. О религиозных ограничениях в Таджикистане они не упомянули.
Критики и правозащитники обвиняют Душанбе в жестком ограничении религиозных свобод: закрытии мечетей, запрете посещать мечети для несовершеннолетних, запрете на религиозное образование подростков и т.д.
Ежегодно около 1 млн граждан Таджикистана выезжают на заработки в Россию. Мигранты всегда жалуются на тяжелые условия труда, многочисленные рейды и давление силовиков в этой стране.