Мать Таджимуратова в начале августа навещала его в колонии строгого режима в городе Навои, где он отбывает свой срок. Правозащитники сообщают, что вместе с активистом в бараке проживают 150 заключенных. Они содержатся в ужасных условиях. У них нет доступа к чистой и безопасной питьевой воде.
Мать Таджимуратова сообщила, что за месяц он потерял около 10 килограммов веса, с трудом передвигается, а за три дня свиданий не мог ничего есть из-за постоянной тошноты и рвоты. Плохое состояние здоровья может быть связано с принудительным трудом в колонии. Таджимуратов, как пишет «Свобода Евразии», работает в цеху на вредном производстве извести без защитной одежды и маски. У него появились язвы на ступнях, руках и губах. В медицинской помощи, как утверждают правозащитники, активисту отказывают.
Даулетмурата Таджимуратова признали виновным по целому ряду статей в деле о протестах в Каракалпакстане в 2022 году. Его в том числе обвинили в «заговоре с целью захвата власти или свержения конституционного строя Узбекистана» и «организации массовых беспорядков» и приговорили к 16 годам лишения свободы.
О состоянии Даулетмурата Таджимуратова в эфире Настоящего Времени Азия рассказала правозащитница организации «Свобода Евразии» Лейла Сейитбек.
Правозащитница говорит, что власти Узбекистана постарались максимально изолировать Даулетмурата Таджимуратова от внешнего мира.
«Они его держат в этой колонии, несмотря на то, что он, по идее, должен был бы содержаться в совсем другой, где находятся сотрудники правоохранительных органов или бывшие госслужащие. Его туда не переводят для того, чтобы он там не находился вместе с другими адвокатами, другими каракалпакскими активистами, которые там сейчас отбывают свое наказание», – уверена она.
По словам правозащитницы, информацию из колоний Узбекистана получать достаточно сложно, поэтому они очень надеются на помощь Международной организация труда, которая могла бы провести проверку условий работы заключенных в той колонии, где находится Даулетмурат Таджимуратов.
На основе исследований, которые удалось найти правозащитникам, она делает вывод, что длительное взаимодействие с таким токсичным веществом, как известь, без защитной одежды и другого защитного оборудования может привести к летальному исходу, но не сразу, а этот эффект будет растянут во времени.
«То есть он будет умирать достаточно мучительно, если ничего по этому поводу не сделать. То есть по факту это убийство человека», – говорит правозащитница.