Тлеужану Куату каждый день необходимо топить на печке минимум два ведра по четыре раза. Вода от талого снега пойдет на мытье посуды, полов и стирку. Хотя внешне получившаяся жидкость кажется совсем непригодной для использования. "Снег чистым не бывает, очищаем с марлями, но он все равно грязным остается", – говорит мужчина.
В селе Коянды снег топят те, у кого нет машины, чтобы съездить за водой в центр села. До ближайшей водопроводной колонки пять километров. У кого есть автомобиль, воду везут не только себе. "Каждый день приношу домой 100-150 литров, не только себе, но и соседям, потому что у них машины нет, поэтому приношу всем соседям тоже", – рассказывает Суюмжан Дюсенов.
Уже на протяжении пяти лет жители покупают пятилитровые бутылки. Одна стоит около 300 тенге – это 80 центов. С этими бутылями и ездят за водой. Но даже то, что привезут, говорят, пить невозможно. "Вода, в общем, солоноватая, она с солью и еще она с какими-то примесями. По-моему, канализационные воды тоже туда уходят. Пять-шесть метров – и вода здесь, все сливается к нам", – убежден Бахыт Аяганов.
Центральный водопровод есть только в центре Коянды. В местной администрации говорят, его проведут и до окраин, но только года через три. Сейчас нет даже проектной документации. Глава села Айбек Есеев утверждает, что первоначально эти земли не предназначались для строительства домов: люди самовольно построили дома, а теперь якобы просят слишком много.
Тлеужан Куат ждать водопровод до 2021 года не может. На заборе своего дома он повесил объявление о продаже жилья. Но покупателей пока нет. Жить в таких условиях никто не соглашается.