В июле текущего года Кашкадарьинский суд признал двух активистов Дилдору Хакимову и Наргиз Келдиёрову виновными в вымогательстве и приговорил к 6 годам и 1 месяцу, а также к 6,5 годам лишения свободы соответственно.
Келдиёровой также предъявили обвинения в «попытке свержения конституционного строя» и «оскорблении президента».
По данным правозащитных групп, Дилдора Хакимова, у которой был рак груди, родила в середине сентября.
«Пока она остается в тюрьме, ей и ее новорожденному ребенку должна быть оказана соответствующая медицинская помощь», - говорится в заявлении.
«Правительство Узбекистана возбудило необоснованное уголовное дело против двух активистов, чтобы подавить критические голоса», - говорит старший исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии Мира Ритман.
Суд также признал виновными еще пятерых активистов в вымогательстве и приговорил их от пяти до шести лет лишения свободы.
Правозащитные организации заявляют, что существуют серьезные опасения по поводу здоровья Хакимовой.
По словам мужа Хакимовой, врач пришел к выводу, что после родов состояние женщины ухудшилось и ее следует немедленно госпитализировать в онкологический стационар.
14 сентября из СИЗО поступило письмо, в котором говорилось, что женщина не может обеспечить необходимые условия для ухода за новорожденным.
В феврале против обвиняемых было возбуждено уголовное дело. Суд постановил оставить пятерых из семи подозреваемых, в том числе Келдиёрову и Хакимову, под стражей.
Согласно обвинительному заключению, Келдиёрова организовала преступную группу, распространяла конфиденциальную информацию в Интернете о других лицах, угрожала им дискредитацией и требовала деньги.
Однако в этом обвинении есть неточности. В частности, хотя высказывались предположения, что Келдиёрова организовала преступную группу, некоторые из фигурантов заявили, что не знакомы друг с другом. Правозащитные группы заявляют, что нет никаких вещественных доказательств, связывающих обвиняемых с предполагаемыми преступлениями.
44-летняя Наргиза Келдиёрова, член правозащитной организации «Эзгулик», в последние годы сотрудничала с Узбекским Форумом по правам человека и независимыми информационными агентствами, такими как радио «Озодлик» и «Элтуз».
Она помогал собирать информацию о принудительном труде, детском труде, правах фермеров, конфискации земли, коррупции в системе образования в Кашкадарьинской области и давала интервью средствам массовой информации на эти темы.
40-летняя Дилдора Хакимова работала школьной учительницей и как общественный деятель регулярно высказывала свое мнение о коррупции и других местных проблемах в системе образования Кашкадарьинской области.
По данным правозащитников, еще трое обвиняемых активистов также работали в местных школах.
В основу обвинения против них легла жалоба бывшего директора школы, которого отстранили от должности в 2023 году из-за недостатков в работе.
Хакимова и Келдиёрова часто жаловались на деятельность директора школы, в которой они работали.
Власти утверждали, что несколько обвиняемых вымогали деньги у бывшего директора.
По словам исследователя HRW по Центральной Азии Миры Риттман, сейчас в Узбекистане за решеткой находятся более десяти блогеров. Некоторые из них были привлечены к ответственности за вымогательство, как, например, Олимжон Хайдаров, которого в декабре 2023 года приговорили к восьми годам лишения свободы. Но считается, что все они были наказаны за выступления против коррупции и свободы слова.
В марте 2023 года 40 журналистов и блоггеров обратились с отрытым письмом к президенту Шавкату Мирзияеву с просьбой «оказать историческую помощь в обеспечении подлинной независимости прессы». Авторы открытого обращения пожаловались президенту на «скрытую, но жесткую цензуру». Еще несколько других журналистов заявили, что прекратят свою деятельность.
Число людей, заключенных в тюрьму за критику президента в социальных сетях, значительно возросло. Эта статья была введена в Уголовный кодекс в 2020 году и предусматривает наказание в виде пяти лет лишения свободы.
По словам представителя HRW, Узбекистан должен немедленно освободить всех активистов и журналистов, заключенных в тюрьму по необоснованным уголовным обвинениям, и пересмотреть свои обязательства по обеспечению свободы выражения мнений.