Саидикром Ахроров – пионер производства одноразовых шприцев в Узбекистане.
Он критикует президента Шавката Мирзияева за неисполнение обещанных реформ после прихода к власти в 2016 году.
Ахроров вернулся из самоизгнания после прихода Мирзияева к власти и начал свой путь в деловой сфере в конце 1980-х годов. Ему было поручено построить завод по производству одноразовых шприцев, на который было выделено 16 миллионов долларов.
Завод был приватизирован, и Ахроров стал директором завода, приобретя 40% его акций. В начале 2000-х годов производственные мощности завода выросли до 250 миллионов шприцев в год, что сделало его крупным прибыльным бизнесом.
Удача отвернулась от Ахророва в 2003 году, когда его сын развелся со своей женой Лолой – младшей дочерью некогда могущественного президента Каримова.
«Тогда на меня началось давление, – говорит Ахроров. – Как будто мне пришлось выбирать между жизнью и бизнесом».
Ахроров с семьей покинул Узбекистан и поселился сначала в Испании, а затем переехал в Объединенные Арабские Эмираты, где занялся бизнесом в сфере недвижимости.
Ахроров вернулся в Узбекистан после смены режима в 2016 году и посетил свой старый завод по производству шприцев. Он хотел помочь возродить завод и ему посоветовали ему искать инвесторов. Ахроров согласился и за полгода возродил бизнес, наняв команду специалистов. Завод стал прибыльным бизнесом, но заявка на кредит в «Туркистон банк» была отклонена из-за использования завода в качестве залога другими компаниями. Банк и MedPharm были признаны банкротами, и прокуратура начала конфисковывать активы завода Med Invest.
В январе завод по производству одноразовых шприцев Med Invest закрылся во второй раз.
За очевидные финансовые махинации по сей день никого не привлекли к ответственности. По словам Ахророва, прокуроры «помогали» мошенническим компаниям, вместо того чтобы преследовать их.
Мирзияев неоднократно призывал узбекских специалистов и бизнесменов, живущих за рубежом, вернуться домой и помочь ему реформировать и модернизировать Узбекистан.
Однако, по словам Ахророва, обещания Мирзияева о реформах в стране так и не были выполнены, а хищения и коррупция в деловой сфере стали намного хуже, чем во времена Каримова.
«Коррупция, конечно, существовала в 2003 году [когда я уехал из страны], но она не была в таких масштабах, которые мы наблюдаем сегодня, – говорит Ахроров. – Тогда люди боялись, что их посадят в тюрьму за незаконное получение [крупных] кредитов в банке. Теперь они не боятся – они совершают такие преступления и им это сходит с рук».