В годовом отчете ведомства США отмечаются «убийства, пытки, серьезные проблемы с независимостью судебной власти, транснациональные репрессии, серьезные ограничения свободы слова и Интернета, а также насилие в отношении журналистов» в Узбекистане.
Кроме того, в докладе упоминается серьезное вмешательство в свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, включая неоправданно ограничительные законы о создании, финансировании или деятельности неправительственных организаций и организаций гражданского общества.
В отчете Госдепартамента США за этот год отмечается, что ситуация с правами человека в Узбекистане не улучшилась, то есть не изменилась.
«Неспособность граждан мирно сменить правительство посредством свободных и честных выборов; серьезное и необоснованное ограничение политических действий; серьезная коррупция в правительстве; серьезные правительственные ограничения или преследования местных и международных правозащитных организаций; гендерное насилие, сексуальное насилие; преступления, связанные с насилием или угрозами насилия, направленные на лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров, гомосексуалистов или интерсексуалов; запрет независимых профсоюзов или существенное или систематическое ограничение свободы объединений работников являются серьезными проблемами прав человека», — говорится во введении к докладу.
В качестве доказательства существования этих проблем неправительственные организации «Хьюман Райтс Вотч» и «Свобода Евразии» привели обвинения в том, что правительство Узбекистана применило чрезмерную и смертоносную силу в ответ на протесты в Каракалпакстане в июле 2022 года.
Правительство Узбекистана не отреагировало в полной мере на эти претензии и отказывается провести независимое международное расследование протестов.
Кроме того, отмечается, что в октябре прошлого года пограничники застрелили двух человек в Вуадыльском районе Ферганской области.
Тогда официальные органы заявили, что пограничники были вынуждены применить силу. Но активисты и родственники считают, что от рук пограничников погибли невинные люди.
Также упоминается случай с 21-летним мужчиной, который погиб, выпав из окна СИЗО МВД в мае прошлого года.
Власти тогда заявили, что подозреваемый в торговле наркотиками - Санжарбек Мамаджонов сам выпрыгнул из окна. Но у общественности были серьезные сомнения по этому поводу.
В докладе Государственного департамента США в этом году основное внимание уделяется пыткам, а также применению силы должностными лицами.
Госдепартамент США отметил, что представители Международного комитета Красного Креста не могут посетить тюрьмы с 2013 года, а также что правительство не разрешило местным НПО участвовать в мониторинге тюрем.
В докладе также отмечается, что в тюрьмах Узбекистана все еще есть политзаключенные.
В частности, было упомянуто имя Даулетмурата Таджимуратова, которого Верховный суд Узбекистана признал организатором протестов в Каракалпакстане и приговорил к 16 годам лишения свободы.
В докладе также упоминается блогер Отабек Саттори, приговоренный в 2021 году к шести с половиной годам лишения свободы по обвинению в вымогательстве и клевете. 5 февраля этого года Саттори был освобожден из-под стражи по приговору Каршинского районного суда Кашкадарьинской области. Однако с тех пор он не показывается общественности.
42-летний Саттори объяснил это намерением «жить спокойно и в будущем заняться IT-сферой».
По данным МВД, в 2022 году за преступления, связанные с религиозным экстремизмом, были заключены более 1800 заключенных, то есть около 6% заключенных страны.
Неправительственные организации раскритиковали неспособность правительства независимо проверить количество таких задержанных и непредоставление обновленной статистики за 2023 год.
«Журналисты не освещают вопросы, связанные с президентом Мирзияевым и его семьёй, религиозные вопросы и вопросы ЛГБТ+, опасаясь репрессий», — говорится в докладе.
В документе также упоминается, что правительство может в любое время ограничить или прекратить доступ к Интернету и подвергнуть цензуре онлайн-контент.
В отчете Госдепартамента США за этот год были освещены референдум, изменивший в прошлом году Конституцию Узбекистана почти на 65%, и президентские выборы, прошедшие на 3 года раньше установленного срока.
"Четыре из пяти зарегистрированных политических партий выдвинули своих кандидатов на выборах. Действующий президент Мирзияев был переизбран с 87 процентами голосов. Четыре кандидата в президенты представляли партии, одобренные правящей партией страны", - говорится в отчете.
В нем также упоминается вывод Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о том, что конституционный референдум был проведен с «технически тщательной подготовкой», но «недостаточными условиями для реального политического плюрализма и конкуренции».