15 сентября Шольц прибыл с визитом в Узбекистан, 16–17 сентября он будет находиться в Астане, где ожидается саммит «Германия — Центральная Азия».
«Олаф Шольц войдёт в историю как первый канцлер Германии, посетивший Центральную Азию для саммита с пятью странами региона. Саммит направлен на содействие более тесным связям по вопросам экономики, энергетики и развития, — говорится в заявлении организации от 12 сентября. — Берлин с большей вероятностью достигнет своих целей в регионе, если отдаст приоритет необходимости соблюдения авторитарными правительствами стран Центральной Азии прав человека и верховенства закона».
После военного вторжения России в Украину в 2022 году Германия, зависевшая от поставок российских энергоресурсов, проявляет заинтересованность в сырье из других стран, в том числе Центральной Азии. В сентябре прошлого года в Берлине прошёл первый саммит «Германия — Центральная Азия».
Шольцу, чтобы обеспечить доверие и повысить эффективность второго саммита, «следует сосредоточиться на улучшении прав человека в Центральной Азии, которые сами по себе жизненно важны, но также являются путём к достижению общих целей зарождающегося "партнёрства"», считают в HRW. Организация напоминает, что в регионе подавляют право на протест и выражение мнения, в том числе в интернете, нет свободных и справедливых выборов, активистов отправляют за решётку, в тюрьмах распространены пытки, гражданское общество сталкивается с прессингом, силовики злоупотребляют полномочиями, права женщин ущемляются.
«Если эти проблемы не найдут решения, то по многим темам, которые шесть лидеров выделили в качестве общих приоритетов в сентябре прошлого года, невозможно будет достичь какого-либо прогресса», — считает Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии.
«Правительство Германии не может делать вид, что более тесные связи с Центральной Азией возможны без существенного улучшения ситуации с правами человека в регионе», — добавляет Уильямсон.
Международные правозащитные организации критикуют в своих докладах ситуацию с правами человека в государствах Центральной Азии, где установились автократические режимы. Правительства стран региона, как правило, игнорируют подобную критику. Официальная Астана, к примеру, утверждает, что в Казахстане не преследуют людей по политическим мотивам, нет политических заключённых.