4 сентября Ташкентский областной суд по уголовным делам вынес приговор о сохранении 30-месячного условного наказания, назначенного Севаре Шайдуллаевой по обвинению в «умышленном хранении и распространении материалов, призывающих к свержению конституционного строя Узбекистана».
В рамках приговора она обязана соблюдать комендантский час и не выезжать за пределы Ташкентской области без разрешения, а также не принимать участия в каких-либо публичных мероприятиях.
Мира Риттманн, исследователь HRW по Центральной Азии, раскритиковала судебное преследование Севары Шайдуллаевой за распространение видео с участием бывшего президента.
«Каким бы неприятным ни было его содержание для узбекских властей, речь, запечатленная на видео 33-летней давности, является историческим фактом», - сказала Риттман.
Видео, которым поделилась Шайдуллаева, было снято в 1991 году и показывает тогдашнего президента Каримова, выступающего перед толпой исламистов в восточном городе Наманган. Каримова можно увидеть стоящим рядом с Тахиром Юлдашем, человеком, который несколько лет спустя стал политическим лидером Исламского движения Узбекистана (ИДУ), вооруженной боевой группировки , которую правительство считало ответственной за взрывы в Ташкенте в 1999 году, а также за вооруженные вторжения в Узбекистан и Кыргызстан в 1999 и 2000 годах.
Около 33 лет назад группа исламистов захватила правительственные учреждения в Узбекистане и потребовала создания исламского государства. Каримов встретился с ними и пообещал выполнить их требования.
С конца 90-х годов прошлого века правительство Каримова ужесточило ограничения в отношении религиозных людей, и такая ситуация продолжалась до смерти Каримова в 2016 году.
По данным Human Rights Watch, при нынешнем президенте Шавкате Мирзияеве сохраняются существенные ограничения свободы вероисповедания и свободы выражения мнений.
«Обмен видео, документирующим события, произошедшие более 30 лет назад, не должен быть преступлением», — заявила Риттманн. «Узбекские власти должны немедленно отменить обвинительный приговор Шайдуллаевой и снять все ограничения ее свободы».
Комментируя приговор Севаре Шайдуллаевой, узбекские правозащитники ранее заявили, что если женщина действительно виновна, то к ответственности должны быть привлечены и телеканалы УзТРК, показывавшие кадры из данного видео.