Свой 61-й день рождения всемирно известный марафонец Марат Жыланбаев встретил в дисциплинарном изоляторе степногорской тюрьмы. В маленькой холодной камере активист, которого правозащитные группы признали политическим заключённым, провёл ровно два месяца. Из ДИЗО он вышел 20 августа, через сутки после дня рождения.
Сразу после помещения в этот изолятор Жыланбаев объявил голодовку. Он сообщил своему адвокату, что ему поступают угрозы от других заключённых, а сотрудники учреждения оказывают давление. От пищи Жыланбаев отказывался в течение месяца, пил только воду. Состояние его здоровья ухудшилось.
— 21 июля он прекратил голодовку. Но угроза его жизни всё ещё сохраняется, — говорит адвокат Жыланбаева Мейржан Доскараев. — Тюремные власти до сих пор подстрекают других заключённых и устраивают провокации. Об этом мне во время посещения рассказал сам Марат и попросил вынести это на общественное обсуждение.
По словам защитника, психологическое и моральное давление на гражданского активиста продолжается. Он не имеет доступа ко многим своим личным вещам, которые ему принесли в тюрьму.
— Он не может вовремя получить присланные правозащитниками газеты. К примеру, газеты, пришедшие в январе и феврале, ему отдали в июне, но не все страницы, — отмечает Доскараев.
По словам адвоката, Марат Жыланбаев до того, как его поместили в ДИЗО, вышел на плац с плакатом «Не нарушайте мои права! Пусть придёт Ластаев! Пусть придёт прокурор! Пусть создадут условия для заключённых!» (Артур Ластаев — уполномоченный по правам человека).
— Марат рассказал, что после этих требований его раздели догола, заставили приседать. «Я слышал, как заместитель начальника тюрьмы приказал по рации: "Заставь его сделать ещё несколько упражнений"», — сказал Марат. Он также сообщил, что часто проводят обыски, даже если для этого нет повода, — сообщил Азаттыку Доскараев.
Во время проверок сотрудники тюрьмы намеренно разрезают ножом продукты, такие как лук и чеснок. Корнеплоды из-за этого быстро портятся и становятся непригодными для употребления в пищу, объяснил заключённый.
Омбудсмен Артур Ластаев в степногорскую тюрьму не приехал. 19 июня учреждение №4 посетил Абылай Муханжаров, представитель уполномоченного по правам человека по Акмолинской области, и встретился с Жыланбаевым. Он отрицал, что на Жыланбаева оказывается давление со стороны сотрудников тюрьмы. Муханжаров также сообщил, что Жыланбаеву доставили микроволновую печь и стиральную машину.
— Лично убедился в том, что Жыланбаев пользуется стиральной машиной и микроволновой печью. Он не назвал никого из заключённых и не жаловался на давление с их стороны. И его требования касательно питания, моющих средств, возможности заниматься спортом, были выполнены. Я уделил этому особое внимание, — заявил в комментарии Азаттыку Абылай Муханжаров.
Канат Тулаков, исполняющий обязанности начальника учреждения №4 комитета уголовно-исполнительной системы, опровергает заявления адвоката.
— Я не согласен с тем, что он сказал. [Жыланбаев] в хорошем положении. Присоединился к своему отряду. Мы предоставили ему краски и карандаши. Он получает свои газеты. И я не могу отвечать за то, что он не получал почту до моего прихода, потому что не могу ворошить всё, что делал предшественник, — говорит он Азаттыку.
Канат Тулаков считает проверки законными. Он отмечает, что проверки проводятся одинаково для всех, согласно внутреннему распорядку. И подчёркивает, что разрешения на ввоз стиральной машины в колонию нет.
— Что будет, если все 400 заключённых завезут стиральные машины? Я не несу ответственность за то, что кто-то занёс (стиральную машину. — Ред.) в моё отсутствие. Я сказал Жыланбаеву, что не позволю это, — говорит Тулаков.
Азаттык спросил Тулакова, что он скажет по поводу конфликтов в тюрьме и жалоб Жыланбаева на угрозы со стороны других заключённых.
— Как я должен ответить на этот вопрос? В тюрьме сидят заключённые, которых осудили по самым разным статьям Уголовного кодекса. Между заключёнными могут возникнуть разногласия. Это может быть опасно. К примеру, к нему (Жыланбаеву. — Ред.) в любой момент могут подойти [другие заключённые]. Мы реагируем, если узнаем заранее, — утверждает Жыланбаев.
22 августа международная правозащитная организация Human Rights Foundation (HRF) сообщила о передаче материалов по делу Марата Жыланбаева в Организацию Объединённых Наций. Документы о преследовании лидера незарегистрированной оппозиционной партии «Алға, Қазақстан!» направлены специальным докладчикам ООН по вопросам свободы выражения мнений, свободы мирных собраний и ассоциаций, независимости судей и адвокатов, а также Рабочей группе по произвольным задержаниям.
Марафонцу предъявили уголовные обвинения в «участии в деятельности запрещённой организации» и «финансировании экстремистской организации». Речь идёт о движении оппозиционера в изгнании Мухтара Аблязова «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Незарегистрированное движение столичный суд в 2018 году признал «экстремистской организацией». Судебное постановление официально не опубликовано. В резолюциях Европарламента ДВК отнесено к мирной оппозиции.
В 2023 году Жыланбаев был приговорён к семи годам лишения свободы на закрытом процессе в Астане. Он несколько раз объявлял голодовку против нарушений своих прав за решёткой и против приговора суда.