Большинство этих женщин относятся к социально уязвимой группе населения и в одиночку воспитывают нескольких детей.
По словам женщин, беседовавших с «Озодликом» на условиях анонимности, вынашивая одного ребенка, они могут заработать от 13 до 25-30 тысяч долларов США.
В Узбекистане до сих пор нет открытой дискуссии на эту тему. Обсуждение темы суррогатного материнства в парламенте страны в 2019 году завершилось безрезультатно.
В законодательстве Узбекистана нет упоминания о суррогатном материнстве, «вынашивание» чужого ребенка в этой стране приравнивается к «торговле людьми», за что предусмотрено суровое наказание. Ханафитский мазхаб в исламе, широко распространенный в Узбекистане, запрещает суррогатное материнство.
Однако врачи, отмечающие обострение проблем, связанных с репродуктивным здоровьем населения Узбекистана, говорят о необходимости урегулирования института суррогатного материнства на законодательном уровне, исходя из международного опыта.
29-летняя женщина из Узбекистана в настоящее время находится в Тбилиси. Там она вышивает ребенка для иностранной семьи, то есть является сурмамой.
"Мне 29 лет. Об этом месте я узнала от одной знакомой. В Узбекистане у меня есть двое детей, я одна забочусь о них. Мне нужны деньги. Поэтому я приехала сюда, от безысходности. Они [потенциальные родители] заботятся о нас, сами отвозят к врачу. Все лекарства тоже покупают сами", – делится женщина из Узбекистана.
Среди суррогатных матерей в клиниках, которые сейчас расширяются в Тбилиси, достаточно много женщин из Узбекистана и других стран Центральной Азии.
Большинство клиентов – бездетные пары из Китая, арабских стран и других регионов.
Суррогатная мать, выносившая и родившая ребенка, получает до 20 тысяч долларов США.
"Я уже сейчас готовлю себя к тому, что должна отдать ребенка. Я понимаю, что это тяжело, но заранее готовлю себя к этому. Думаю, быстрее бы родить этого ребенка, передать его в целости и сохранности родителям, а потом вернуться к своим детям", – говорит собеседница из Узбекистана.
В интернете много объявлений, предлагающих суррогатное материнство женщинам из стран Центральной Азии, в частности, из Узбекистана.
Несмотря на то, что в Узбекистане растет количество женщин, желающих стать суррогатными матерями, общественного обсуждения этого вопроса до сих пор нет.
Причина отсутствия открытого обсуждения этого вопроса в Узбекистане связана с религиозным запретом. Дело в том, что ислам выступает категорически против суррогатного материнства.
Суррогатное материнство не отражено в законодательстве Узбекистана – оно не разрешено и не запрещено.
Однако в приложении к постановлению Кабмина о жертвах торговли людьми «использование женщин в качестве суррогатной матери» приравнено к одному из видов эксплуатации.
Раньше женщинам из Узбекистана приходилось ехать в Россию или Украину для принятия участия в программе суррогатного материнства, теперь же им приходится ехать в Грузию.
В Кыргызстане суррогатное материнство не запрещено. Согласно закону, суррогатной матерью может стать женщина от 20 до 40 лет, имеющая хотя бы одного биологического ребенка, а также психически и соматически здоровая, прошедшая медико-генетическое консультирование.
Но в Кыргызстане далеко не все клиники могут сопровождать и проводить такие процедуры, поэтому бездетные пары нередко заказывают суррогатную маму для своего ребенка за рубежом, в частности, в Грузии.
Процедура суррогатного материнства в Грузии разрешена на протяжении более чем 25 лет (с 1997 года) и регулируется на основании статьи 143 закона «О защите здоровья».
Вопрос суррогатного материнства до сих пор остается несколько спорным во многих странах мире, и причины этого больше связаны с моральными и религиозными ценностями. Это запрещает не только ислам, но и христианство.
Суррогатное материнство разрешено в ряде штатов США, Южной Африке, Грузии, Казахстане, Украине и России.