В Таджикистане решение о назначении цены за хадж озвучил Комитет по делам религии. В заявлении ведомства от 18 марта сказано, что цена согласована с Антимонопольной службой.
Власти считают, что именно эта сумма необходима для погашения цен на билеты, гостиницу, еду, услуги гидов, проживание в Мине, Арафате и Муздалифе, а также для совершения обряда жертвоприношения, лекарств и медстраховки, а также госпошлины за хадж.
К примеру, в соседнем Кыргызстане за те же услуги паломники в святые мусульманские места должны заплатить около 3 тысяч 750 долларов США.
Цены на хадж в других центральноазиатских республиках для 2024 года пока не публикуются.
В Таджикистане паломников просят перечислить оплату за путевку безналичным переводом через «Ориёнбанк». Почему именно через этот банк, не поясняется. Руководителем «Ориёнбанка» является шурин президента Таджикистана Хасан Асадуллозода, а его заместителем – дочь Эмомали Рахмона – Зарина Рахмон.
В 2024 году Саудовская Аравия выделила Таджикистану 7 тысяч квот на посещение хаджа. Отправка паломников начнется со второй половины мая.
Выступая перед религиозными деятелями 9 марта президент Рахмон отдельно остановился на теме совершения хаджа. По его словам, «только в 2023 году 63 тысячи граждан страны прошли церемонию хаджа и умры, а их средняя затраченная сумма составила более 1 миллиарда 200 миллионов сомони». Рахмон выступил с критикой тех, кто совершает паломничество многократно.
«Сумма, затраченная на паломничество наших граждан в период независимости, составила почти 12 миллиардов сомони», заявил он. По его словам, было бы лучше «если бы эти деньги были потрачены на строительство жилья, улучшение условий жизни и образования детей, обеспечение качественной еды, одежды и школьных принадлежностей, а также на поддержку нуждающихся или на благоустройство».
Однако критики уверены, что таким образом власти пытаются перекинуть ответственность за решение социально-экономических проблем государства на плечи самого населения.