Ссылки доступа

Правозащитник из Караганды сообщил об обысках у него дома и в офисе


Правозащитник из Караганды Жаслан Айтмаганбетов, руководитель Евразийской правозащитной организации, сообщил, что у него прошёл полицейский обыск, а также о заведённом уголовном деле о мошенничестве, по которому он проходит в статусе свидетеля с правом на защиту.

На онлайн-брифинге, организованном общественным объединением «Кадір-қасиет» и Коалицией по вопросам безопасности и защите правозащитников, Айтмаганбетов заявил, что у него изъяли телефоны, ноутбук и некоторые документы.

— Около 30 сотрудников полиции участвовали в обысках дома, в офисе и у моего сотрудника. Я спросил, что они хотят изъять, они сказали про флешки, сотовый телефон, ноутбук. Я согласился выдать это. Они изъяли и продолжили обыск. Искали и изымали религиозную литературу: Коран в семье и даже маленькую Библию, которая осталась от бывшей сотрудницы. От посольства Палестины у меня есть благодарственное письмо, они и его изъяли, — сказал на брифинге Айтмаганбетов.

Со слов правозащитника, полицейские пришли с обыском вечером 4 марта по трём адресам одновременно. Как утверждает активист, обыски проводились по постановлениям, датированным декабрём прошлого года и февралём текущего года. Это подтверждают организаторы брифинга.

Согласно постановлению об обыске, в ноябре прошлого года областной департамент полиции начал досудебное расследование по статье 190 часть 2 («Мошенничество группой лиц по предварительному сговору»).

— Оказалось, поводом стало получение перед 1 сентября пособия моей многодетной супругой на четырёх детей в сумме 95 тысяч тенге. Она купила школьные принадлежности, отчиталась чеками. Но, видимо, посчитали, что неправильно получили. Но даже если человек, как они считают, незаконно получил, хотя тут надо ещё разобраться, то это всегда решалось в рамках гражданско-правовых отношений, но никогда к «уголовке» не переходило, — также заявил на брифинге Айтмаганбетов.

Правозащитник расценил обыски как давление на него из-за его общественной деятельности. На брифинге он связал происходящее с тем, что в последние месяцы, помимо других проблем, говорил о перегибах в сфере религии, а в данный момент защищает в судах права религиозных семей.

Корреспондент Азаттыка обратилась за комментариями в департамент полиции Карагандинской области. Там обещали предоставить ответ. На момент публикации он ещё не поступил.

Известный в Карагандинской области правозащитник и юрист Жаслан Айтмаганбетов ранее неоднократно заявлял об угрозах в его адрес со стороны неизвестных лиц. Ему прокалывали колёса на автомобиле, срывали уроки по правозащите в Караганде, Астане и Алматы, распространяли в интернете персональные данные его семьи, запускали видеоролики, которые он посчитал дискредитирующими. Айтмаганбетов обращался в полицию, прокуратуру, КНБ, но наказания виновных не добился.

Давление, говорит правозащитник, усиливалось, когда в марте 2023 года он баллотировался в депутаты мажилиса — беспартийным кандидатом по одномандатному округу. За несколько дней до выборов окружная избирательная комиссия в Караганде сняла его с предвыборной гонки, обвинив в «ранней агитации», что сам Айтмаганбетов отрицал. Он пытался доказать незаконность действий комиссии в судах, но проиграл.

XS
SM
MD
LG