Как сообщается, несмотря на реформы, инициированные президентом Мирзияевым, крупные международные инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в узбекскую экономику. Один из крупнейших западных инвесторов недавно обратился в международный арбитражный суд для разрешения затянувшегося спора о совместном проекте в химической отрасли.
Испанская корпорация Maxam, производящая взрывчатые вещества для горнодобывающей промышленности и гражданского строительства, подала иск в Лондоне в марте этого года. Разногласия касаются доли Maxam в Maxam-Chirchiq – одном из крупнейших предприятий Узбекистана по производству минеральных удобрений и химической продукции. Партнером является госкомпания «Узкимёсаноат» («Узхимпром»). Компания подала иск в связи с систематическими нарушениями условий контракта. Однако какие именно условия были нарушены, не уточняется.
Как пишет издание, правительство Узбекистана верит в то, что может собрать в этом году 13 трлн сумов или 1,1 млрд долларов, продав около 2% государственных акций узбекским инвесторам. Однако недавно проведенные публичные аукционы показали, что сделать это не так непросто.
UzAuto Motors, которая несколько раз откладывала листинг из-за низкого спроса, смогла привлечь всего 5 миллионов долларов, продав небольшую часть своих акций в прошлом месяце.
«Компания привлекла около $5 млн, а не ожидаемые $90 млн, и все равно это размещение стало крупнейшим в истории Узбекистана», – писало казахстанское издание Kursiv.kz.
«Публичное размещение акций UzAuto Motors считается первым шагом среди крупных государственных предприятий в программе приватизации и развития рынка капитала в нашей республике. Безусловно, данное событие окажет положительное влияние на активизацию местного сообщества инвесторов и интеграцию компании в мировое экономическое сообщество» – такое заявление сделала компания UzAuto Motors после IPO (прим.ред.: первая публичная продажа акций акционерного общества).
Однако, учитывая, что институциональные инвесторы купили 80 процентов проданных акций «УзАвто», а розничным инвесторам досталась только пятая часть, создание класса мелких инвесторов может быть непростым делом.
Стоит отметить, что стремлению Узбекистана к приватизации воспрепятствовали также не зависящие от него факторы, в том числе пандемия коронавируса и вторжение России в Украину.
Несмотря на это, узбекские чиновники утверждают, что в прошлом году приватизация составила 11,3 триллиона сумов, или 993 миллиона долларов, что в десять раз больше чем в прошлом году.