Об этом в понедельник со ссылкой на официальных лиц, которые не названы по именам, сообщают Reuters и New York Times. Официально о решении ещё не объявлено.
Если дела действительно будут открыты, это будет первый случай, когда МУС – спустя более года после начала войны – примет к производству дела о предположительно совершённых российскими военными в Украине преступлениях.
Как сообщает New York Times, обвинения будут выдвинуты по двум пунктам – о целенаправленном разрушении гражданской инфраструктуры Украины и о перемещении детей с территории Украины в Россию, которое Киев считает насильственным, усматривая в нём признаки геноцида.
Главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан недавно посетил Украину для изучения обстоятельств российских ракетных ударов и нападений дронов на объекты энергетики и инфраструктуры. Как сообщает Reuters, жертвами обстрелов стали сотни гражданских, а от повреждения сетей энерго- и водоснабжения пострадали миллионы жителей Украины.
Россия заявляет о легитимности ударов, которые должны ослабить противника. Но власти Украины называют эти удары средством запугивания мирного населения.
Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним обязывают воюющие стороны различать гражданские объекты и военные цели. Международное право запрещает нападение на гражданские объекты.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch в понедельник опубликовала доклад о положении украинских детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению правозащитников, дети из украинских детских домов испытывают серьёзные психологические травмы в результате войны. Многие имеют родителей, но лишены возможности видеться с ними. Часть детей подверглись насильственному вывозу в Россию или находятся под угрозой такого вывоза.
В юрисдикцию Международного уголовного суда входит расследование военных преступлений, преступлений против человечности и акты геноцида на территории Украины, какой бы из воюющих сторон они ни совершались. Украина и ряд стран обсуждают и возможность создания иных механизмов для привлечения российских официальных лиц и военнослужащих к ответственности.