По информации таможни, книги были завезены из Афганистана через контрольно-пропускной пункт в Нижнем Пяндже и изъяты «из соображений безопасности» до вынесения заключения по ним Комитета по делам религии. Весь груз в настоящее время хранится в Бохтаре.
По информации источника, Коран был ввезен в Таджикистан официально, на основании декларации, и книги были временно изъяты на предмет проверки их содержания и вынесения заключения компетентными органами. Информация о предпринимателе, который завез эти книги в Таджикистан, не разглашается.
В Управлении Таможенного комитета по Хатлонской области сказали, что они ожидают разрешения органов ГКНБ, и если вдруг ввоз этих книг в Таджикистан будет запрещен, то тогда предприниматель должен будет вернуть книги в Афганистан.
В таможне не сообщили, сколько томов Корана содержится в изъятом грузе. В то же время сотрудник таможни сказал, что книги были ввезены в Таджикистан на грузовом автомобиле, и каждый экземпляр Корана весит 2,5 кг. Коран переведен с арабского на многие языки мира.
В таможенном управлении Хатлонской области журналистам сообщили, что в 2021 году 27 тысяч томов Корана уже были ввезены в Таджикистан через контрольно-пропускной пункт «Кокуль» в Фархорском районе, однако затем они были отправлены обратно в Афганистан. По словам представителей этого ведомства, вполне вероятно, что книги, которые завезены в Таджикистан в начале 2022 года, — это те же книги, которые были возвращены в прошлом году.
Несколько лет назад таджикские власти решили принять решительные меры по недопущению и запрету ввоза в Таджикистан запрещенной литературы. В 2017 году Министерство культуры страны объявило, что ввоз в страну и вывоз из страны книг без специального разрешения запрещен. Комитет по делам религии и министерство внутренних дел Таджикистана составили свои списки запрещенной для ввоза в страну книг. При Комитете по делам религии создан специализированный совет, который сначала исследует религиозные книги, и только потом дает добро на ввоз или на ее издание в Таджикистане. Такое решение властей вызвало критику в социальных сетях и со стороны правозащитных организаций.