В поддержку идеи уже собрано 15 тысяч подписей. Активисты считают, что бывшие политики не достойны иметь пожизненную уголовную неприкосновенность, высокую пенсию и другие привилегии, а их содержание дорого обходится бюджету бедной страны.
Одними из первых идею лишить Сооронбая Жээнбекова статуса экс-президента высказали участники народных волнений, которые произошли в Бишкеке в октябре 2020 года. Имя теперь уже бывшего лидера страны они связывали с массовыми фальсификациями на парламентских выборах и поддержкой коррупционеров.
Под давлением протестов Жээнбеков тогда ушел в отставку, но все равно получил пожизненную неприкосновенность, госохрану и неплохую пенсию.
"Мы во время протестов потеряли одного человека, ему было 19 лет. Я понимаю, что судьба, но парню надо было жить да жить, — возмущается Дастан Аракеев, участник октябрьских событий в Бишкеке. — Он вышел за свою свободу. А сколько осталось людей-инвалидов? Сколько ребят по 19-20 лет теряли руки, глаза? А этот человек получает статус экс-президента и регалии? Я думаю, что здесь что-то не так!"
Другие активисты пошли еще дальше – начали собирать подписи за то, чтобы оставить без привилегий не только Жээнбекова, но и Розу Отунбаеву. Она была президентом после Апрельской революции, пробыла на посту всего полтора года и мирно передала власть. Но блогер Чингиз Капаров заявил, что сохранять за ней привилегии нет смысла – ведь народ ее на голосовании не выбирал. Под его петицией о лишении Отунбаевой привилегий также подписались 15 тысяч человек.
"Пенсия у Жээнбекова – 296 тысяч сомов, а у Отунбаевой – 140 тысяч сомов в месяц. На другие ее расходы выделяется еще миллион сомов, – подчеркивает Чингиз Капаров. – Получается, на двоих экс-президентов в год из народных денег тратится порядка $280 тысяч. Это незаконно. Потому люди нас поддерживают, оставляют подписи".
После своей отставки Роза Отунбаева открыла фонд, из которого финансирует в Кыргызстане образовательные проекты, открывает детсады и проводит фестивали науки. В организации рассказали, что никакими особыми привилегиями экс-президент не пользуется – в госрезиденции она не живет, законов не нарушает, а значит, и в иммунитете не нуждается. К тому же всю свою президентскую пенсию политик отдает на благотворительность.
"Часто обращаются к нам женщины, которые находятся в тяжелейших условиях. И когда поступают нам просьбы об оказании какой-то поддержки, мы ставим их в очередь, и она им пенсию направляет, – рассказывает Догдуркул Кендирбаева, исполнительный директор фонда Розы Отунбаевой. – Я думаю, что она не больна роскошью".
Из пяти бывших президентов Кыргызстана двое находятся в бегах, один – в тюрьме, еще двоих хотят лишить их статуса. Это вряд ли совпадение, считает политолог Бакытбек Жумагулов. По его словам, все это выглядит как признаки нерабочей политической системы.
Однако вопрос с лишением экс-президентов их статусов может отпасть сам собой. В парламенте сейчас рассматривается новая Конституция, и в ней никаких привилегий для бывших глав Кыргызстана вообще не предусмотрено.