Transparency International France, Transparency International EU и недавно созданная Uzbek Asset Return Network (Узбекская сеть по возврату активов - Прим.ред.) опубликовали заявление о том, как и с помощью какого механизма Гульнара Каримова может вернуть замороженные активы и недвижимость на сумму более 1 миллиарда долларов из стран Европы.
В заявлениях говорится, что правительством Шавката Мирзияева, как и его предшественника Каримова, «руководит крайне коррумпированная группа».
В связи с этим международные эксперты по коррупции призывают лидеров европейских стран разработать прозрачный механизм в соответствии с международным правом, чтобы не допустить возврата денег Каримовой «самим ворам».
Когда Шавкат Мирзияев пришел к власти, он пообещал бороться с коррупцией. Но даже четыре года спустя все еще не создана правовая база для борьбы с коррупцией на самом высоком уровне власти.
Эксперты Transparency International привлекли внимание международного сообщества к тому факту, что европейский континент превратился в сокровищницу клептократических правительств (по-гречески воров - прим. ред.). Богатства Гульнары Каримовой, старшей дочери покойного президента Узбекистана Ислама Каримова, стали примером в докладе, опубликованном 9 декабря, накануне Международного дня борьбы с коррупцией.
Авторами петиции «Остановите клептократов: Европейский союз не должен быть безопасным местом для наворованных активов» являются ведущие эксперты из Европейского союза и французского отделения Transparency International, которое занимается анализом коррупции во всем мире.
Сара Бримбеф, Лаура Брийо, Матильда Манци критикуют за непрозрачный путь возврата замороженных денег и недвижимости Гульнары Каримовой в Узбекистан из Ирландии, Франции, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании по примеру Франции. Три ценных объекта недвижимости Каримовой во Франции были заморожены в сентябре 2014 года, а в 2019 году парижский суд постановил их конфисковать.
Согласно решению суда, французское правительство вернет деньги за виллы и апартаменты, проданные за 60 миллионов евро, правительству Узбекистана, которое выступило в качестве «потерпевшей стороны» в процессе. В мае 2020 года 10 млн евро из этих средств были возвращены в Узбекистан.
Эксперты TI утверждают, что пока Каримова возвращает свои деньги в Узбекистан, который остается одной из самых коррумпированных стран в мире, правительство Франции не выдвинуло никаких условий, чтобы сделать процесс возврата прозрачным и открытым.
Исходя из примера Франции, TI вместе со своими партнерами по борьбе с коррупцией дала рекомендации европейским правительствам, которые заморозили активы Каримовой, чтобы обеспечить прозрачность процесса от начала до конца.
В эти рекомендации вошли такие как , включение в процесс представителей гражданского общества, а также разработка механизма для мониторинга того, где и как используются эти средства, включая независимое расследование.