Как сообщает агентство Associated Press, об этом правительство Швейцарии объявило в минувшую пятницу, 11 сентября.
Согласно рамочному соглашению, подписанному двумя странами, активы на сумму около 131 млн долларов, изъятых со швейцарских счетов дочери первого президента Гульнары Каримовой, будут возвращены властям Узбекистана.
Соглашение, которое еще предстоит оформить, прежде чем оно станет юридически обязательным, потребует от официального Ташкента исполнения ряда требований.
В частности, узбекским властям потребуется обеспечить прозрачность и подотчетность в процессе возвращения денег, использование активов для «улучшения условий жизни народа», инвестирование средств в проекты, поддерживающие устойчивое развитие, и создание механизма мониторинга.
Сообщается, что активы на сумму более 650 миллионов швейцарских франков все еще остаются замороженными в рамках продолжающегося уголовного дела в отношении Гульнары Каримовой. В случае возвращения этих средств на них будут распространяться те же условия реституции.
Напомним, что в мае этого года Министерство юстиции и Генеральная прокуратура Узбекистана вернули из Франции активы Гульнары Каримовой на сумму 10 миллионов долларов.
15 июня во время брифинга в Агентстве информации и массовых коммуникаций в Ташкенте пресс-секретарь Минюста Севара Уринбаева сообщила, что переведенные в госбюджет деньги будут использованы в общем порядке.
«Планируется регулярно представлять широкой общественности открытую информацию о расходовании средств, возвращенных из Франции, на социальные проекты и о ходе их реализации», – добавила Уринбаева.
Также Севара Уринбаева сообщала, что Минюст и Генпрокуратура Узбекистана работают с рядом зарубежных стран, в частности, США, Швейцарией, Францией, Россией и Латвией, по вопросу возврата доходов Гульнары Каримовой на сумму более 1,3 млрд долларов, по которым также расследуются уголовные дела в отдельных странах.
В январе этого года Генпрокуратура РУз также заявляла, что намерена вернуть из Швейцарии 70 предметов искусства в рамках уголовных дел против Гульнары Каримовой.
Вскоре после смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2017 году его старшую дочь Гульнару Каримову осудили в Узбекистане на 10 лет лишения свободы, признав ее виновной в уклонении от уплаты налогов, хищениях, вымогательстве и уничтожении документации офшорных компаний. Дела против Каримовой в Узбекистане завели после того, как в отмывании денег и взятках ее обвинили власти США и нескольких стран ЕС.
После первого приговора Каримова некоторое время жила под домашним арестом, но в марте 2019 года ее отправили в колонию в Зангиатинском районе Ташкентской области, обвинив в «злостном» нарушении условий нахождения под стражей. Сама Каримова и ее дочь утверждали, что условий ареста она не нарушала. Вскоре после этого на нее было заведено второе уголовное дело.
По третьему уголовному делу Каримову приговорили к 13 годам и четырем месяцам лишения свободы. Ее и еще несколько человек обвинили в том, что они «в составе преступного сообщества совершили преступления, связанные с вымогательством, хищением бюджетных средств и легализацией преступных доходов в зарубежных странах».