27 июля российские спецслужбы сообщили о предотвращении теракта "в одном из мест массового скопления людей в Москве". Согласно распространенному ФСБ информации, в районе заброшенных гаражей в Химках, по данным ведомства, был выявлен "подозрительный неустановленный мужчина", который при попытке задержания и проверки открыл огонь. На месте были обнаружены автомат Калашникова, три магазина к нему, две гранаты Ф-l и одна граната РГД. При обыске они нашли "доказательства того, что уничтоженный бандит был связан с эмиссарами" международной террористической группировки в Сирии и "готовил массовый расстрел граждан", говорится в сообщении ФСБ. Позже в ведомстве сообщили, что при предполагаемом террористе найдены документы на имя 19-летнего уроженца Таджикистана Одила Каюмова.
В посольстве Таджикистане в РФ во вторник сообщили корреспонденту Радио Озоди, что потребовали от российских властей разъяснить обстоятельства убийства предполагаемого уроженца Таджикистана Одила Каюмова. Ответа пока нет.
Некоторые таджикские мигранты в Москве говорят, что знали некоего Одила Каюмова, уроженца района Рудаки, который работал в автосервисе. «Если этот парень тот Одил, которого мы знали, то трудно поверить, что он готовил теракт. Скорее наоборот. Знающие Одила люди предупреждали нас остерегаться его, якобы он сотрудничал с неким оперативником ФСБ», говорит таджикский мигрант Абдулхайр Рахимов.
Бахром Хамроев, правозащитник и президент Общества политических эмигрантов Центральной Азии считает, что убийство «предполагаемого террориста» напоминает предыдущие спецоперации ФСБ по предотвращению теракта с участием трудовых мигрантов.«Они точь-в-точь повторили свои предыдущие операции, даже название страны не было изменено – якобы убитый был связан с эмиссарами находящейся в Сирии террористической группировки», говорит Хамроев.
По словам правозащитника, начиная с 2017 года завербованные эмиссарами «исламского государства» граждане Центральной Азии не едут в Сирию. «Сомнения вызывает и заявление ФСБ о том, что предполагаемый террорист вышел из района заброшенных гаражей в Химках и спешил на место будущего теракта. Если верить этой версии, то молодой человек должен был спрятать автомат в рюкзаке так, чтобы не вызывать подозрений у окружающих. Если автомат был спрятан в рюкзаке, то оперативники ФСБ могли задержать подозреваемого, а не ликвидировать его», считает Бахром Хамроев. По мнению нашего собеседника, «спецоперация» ФСБ - это неуклюжая попытка отвлечь внимание общественности от продолжающихся в России акций протеста.