Правозащитник Бахытжан Торегожина опубликовала на своей странице имена восьми человек, которые, по ее данным, были задержаны 18 июня и затем арестованы на 15 суток.
В отношении как минимум нескольких человек онлайн-суды прошли в ночь на пятницу. Накануне правозащитник сообщила на своей странице в Facebook’e, что в Алматы активистов вызывают в полицию и опубликовала фото повесток. 19 июня алматинская гражданская активистка и пенсионерка Сахиб Жанабаева сообщила Азаттыку, что получила повестку с требованием явиться днем в полицию.
В опубликованных на сайте суда постановлениях в отношении жителей Алматы – активиста Асхата Жексебаева, Сагидуллы Акаева и Алибека Бакдаулетова – сказано, что они в минувшую субботу, 13 июня, участвовали в акции в центре Алматы «без уведомления, согласования и разрешения со стороны местного исполнительного органа».
Согласно постановлениям, суд назвал всех троих виновными по части 6 статьи 488 Кодекса об административных правонарушениях («Участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании либо ином публичном мероприятии, проводимых в нарушение порядка»). Алибекова и Жексебаева каждого суд арестовал на 15 суток, Акаева оштрафовал на 58 338 тенге (приблизительно 144 доллара). В определениях в отношении еще троих человек сказано о рассмотрении дела по части 6 статьи 488.
Около сотни людей собрались в центре Алматы вечером в субботу, 13 июня, и провели шествие по пешеходной улице Панфилова. Собравшиеся играли на музыкальных инструментах, некоторые танцевали. Во время шествия его участники скандировали «Активисты – не экстремисты» и «Алға, Казахстан!» («Вперед, Казахстан!»).
Участник этой акции Асхат Жексебаев сказал Азаттыку тогда: «Митинг нам не позволяют проводить, поэтому мы хотим здесь так собираться, танцевать, мирно проводить время».
К проведению этой акции, которую активисты назвали «субботажем», призывал на страницах в социальных сетях проживающий за рубежом оппозиционный политик Мухтар Аблязов. Аналогичные акции, с меньшим числом участников, прошли в субботу и в некоторых других городах Казахстана, в частности, в Нур-Султане и Шымкенте.
Принятый властями во время пандемии коронавируса и связанных с ней карантинных ограничений новый закон о мирных собраниях ужесточил наказание за организацию акций, проведенных без одобрения властей, и участие в них, и по-прежнему позволяет властям не согласовывать акции. Правозащитники критикуют этот закон, заявляя, что провозглашенный властями «уведомительный характер» проведения митингов скорее фикция, поскольку власти по-прежнему вправе не согласовывать акции.