В середине марта власти Казахстана на фоне вспышки COVID-19 прекратили прием пассажирских авиарейсов из-за рубежа и приостановили автобусное сообщение с другими странами.
Один из записавших видеообращение к Токаеву казахстанцев говорит, что приехал в Монголию в марте. «Из-за коронавируса мы не смогли вернуться. У нас здесь живут родственники: у кого-то братья, у других – дети», – сказал он.
Другой находящийся в Монголии казахстанец, Оразай Галымбекулы, сообщил Азаттыку, что в этой стране сейчас около сотни его соотечественников, которые не могут вернуться домой. Большая часть находятся в Баян-Улгийском округе, другие – в Улан-Баторе.
– В марте умер мой отец, я приехал сюда. В Казахстане, в Акмолинской области, осталась беременная жена. Недавно она родила раньше срока. Сейчас не могу добраться домой, – говорит Галымбекулы.
В министерстве иностранных дел Казахстана знают о застрявших в Монголии казахстанцах. Пресс-секретарь МИД Айбек Смадияров сообщил, что точное число желающих вернуться неизвестно. 22 мая посол Казахстана в Монголии Жалгас Адилбаев побывал в Баян-Улгийском округе и встретился с казахстанцами, которые находятся там, сказали в МИДе.
– Сейчас ведутся переговоры с Монголией и Россией, рассматривается возможность возвращения людей автобусом или самолетом. Аэропорт в Баян-Улгийском округе не может принять все типы самолетов, и оставшиеся там люди не могут позволить себе покупку билета на самолет. Чтобы вывезти их автобусом, нужно организовать коридор. Для этого нужно договориться с Москвой. Поэтому решение с их вывозом запаздывает, – сказал Смадияров Азаттыку.
В Баян-Улгийском округе на западе Монголии живет около 100 тысяч этнических казахов.