Восточно-Казахстанский областной суд в Усть-Каменогорске не удовлетворил апелляцию Мухтара Джакишева по отказу в условно-досрочном освобождении (УДО). "Постановление суда города Семей Восточно-Казахстанской области от 24 июля в отношение Джакишева оставить без изменений, частную жалобу Джакишева и его защитников оставить без удовлетворения", - зачитал судья свое решение.
Сам заключенный в это время находился в колонии, а у суда не было «технической возможности» обеспечить видеосвязь. В здании суда находились десятки активистов, которые следили за судебным процессом по монитору, установленному в одной из комнат. Они выразили несогласие с решением суда и потребовали освободить Мухтара Джакишева, выкрикивая «Бостандық!» («Свобода!») и «Мухтара убивают!»
В ходе рассмотрения апелляции, один из адвокатов Мухтара Джакишева Нурлан Бейсекеев заявил отвод всему составу судебной коллегии и всему составу суда Восточно-Казахстанской области, ссылаясь на 10-ю часть 87-й статьи («Отвод судьи») Уголовно-процессуального кодекса Казахстана.
Пришедшие люди требовали продолжить заседание в более вместительном помещении. Представители суда ответили, что другого помещения предоставить не могут, а зал, где проходит рассмотрение апелляции, уже заполнен.
Во время рассмотрения апелляции, в Нур-Султане, Алматы и Актау состоялись акции протеста – собравшиеся требовали освободить Мухтара Джакишева и других людей, которых правозащитники относят к политическим заключенным.
В 2009 году Мухтара Джакишева приговорили к 14 годам тюрьмы по обвинениям в совершении коррупционных преступлений. Казахстанские правозащитники считают Джакишева политическим заключенным. По их мнению, он подвергся уголовному преследованию из-за дружбы с бывшим банкиром и критиком казахстанских властей Мухтаром Аблязовым, покинувшим Казахстан в 2009 году.
Правозащитники периодически заявляют о плохом самочувствии Джакишева – еще до ареста он страдал гипертонией и другими болезнями. В июле 2018 стало известно, что ему присвоили третью группу инвалидности. Сообщалось, что в колонии у экс-главы «Казахомпрома» произошел гипертонический криз, однако в тюрьме опровергли эту информацию.
В конце сентября 2018 года суд отказал Джакишеву выехать из колонии Семея на похороны матери в Алматы. Примерно в это же время истекли две трети его тюремного срока, и Мухтар Джакишев подал ходатайство об условно-досрочном освобождении.
В ноябре 2018 года суд №2 города Семея отказал в удовлетворении ходатайства «в виду невозмещенного ущерба». Позже стала известна и сумма ущерба, «нанесенного» Джакишевым «Казатомпрому» и аффилированным компаниям – 99,6 миллиарда тенге (около 258 миллионов долларов США по нынешнему курсу). По словам адвокатов Мухтара Джакишева, об ущербе им стало известно лишь после подачи первого ходатайства об УДО. 4 января 2019 года Восточно-Казахстанским областным судом была отклонена апелляционная жалоба по освобождению Джакишева.
24 июля, во время рассмотрения очередного ходатайства об условно-досрочном освобождении, Мухтар Джакишев впервые за 10 лет получил возможность выступить публично – суд организовал видеоконференцсвязь прямо из колонии. «К сожалению, отсутствие правды приводит нас к тому, что мы принимаем решения, делаем свои шаги, согласуясь с чем угодно, но только не со своими внутренними убеждениями, не со своей совестью», — сказал Джакишев во время своего выступления.
Международные организации неоднократно призывали Казахстан освободить Мухтара Джакишева. Казахстанские власти отвергают политический мотив в деле Мухтара Джакишева и отрицают существование политических заключенных в стране.