Каждый день тысячи вкладчиков приходят в центральное отделение Тоджиксодиротбанка, чтобы получить около 22 долларов (200 сомони). Это максимум, который банк выплачивает в день каждому клиенту, у которого был вклад в банке до финансового кризиса 2016 года. Но и эти небольшие деньги в наличии есть не всегда. Вкладчики признаются, что каждый раз у них уходит несколько часов на то, чтобы получить даже такую небольшую сумму.
Два системообразующих банка в Таджикистане, Агроинвестбанк и Тоджиксодиротбанк, сильно пострадали во время финансового кризиса 2016 года: в Нацбанке объясняли, что они "неправильно управляли активами и неправильно выдавали кредиты, без анализа рисков". Однако банкротами банки себя официально не объявляли. Чтобы их спасти, власти Таджикистана влили в их капитал более 3 миллиардов сомони (около 300 млн долларов). После этого в январе 2017 года вкладчикам впервые начали выдавать деньги с их счетов, но лишь чуть более 300 долларов в день.
Однако этих денег не хватило, чтобы погасить долг перед вкладчиками. Затем власти страны решили распродать имущество банков, но это также не помогло: желающих его выкупить нашлось немного. В итоге выдаваемые вкладчикам суммы урезали до минимальных.
"Со стороны двух банков остались обязательства перед вкладчиками где-то на полтора миллиарда сомони, – комментирует ситуацию Джамшед Нурмахмадзода, председатель Национального банка Таджикистана. – Но я хочу отметить, что банки имеют возможность ее погасить. У них имеется имущество. Если они его реализуют и будут продавать по настоящим ценам, а не тем, которые были три года назад, они смогут выполнить обязательства перед вкладчиками".
Власти обсуждают возможность введения внешнего управления двумя банками и начало процедуры банкротства.