Формально законодательство решили поменять перед вступлением в ВТО. На деле представители финансового регулятора признают: сегодня в Казахстане полноценного контроля за экспортно-импортными операциями по сути нет, и это стало одной из причин невозврата выручки по зарубежным контрактам.
По мнению представителя Нацбанка, с принятием нового закона, вывести деньги из страны по серым сделкам станет гораздо сложнее.
"Если, например, срок возврата валютной выручки платежа за товар, допустим, 6-9 месяцев — это разумные сроки, оправданные. Но потом начинается пролонгация одна, другая, третья, — описывает ситуацию Олег Смоляков, зампред Национального банка Казахстана. — В результате мы имеем ряд контрактов, которые могут 10 лет иметь невозврат валютной выручки. Мы считаем, все что выше двух лет — это сомнительные операции".
По данным Нацбанка, на сегодняшний день задолженность по экпортно- импортным операциям оценивается в более чем 53 млн. долларов, причем 35% средств — под угрозой невозврата. Но реальная цифра может быть гораздо больше.
"По состоянию на конец года мы имеем порядка 17 млрд. тенге задолженности по экпортно-импортным операциям, — подчеркивает Смоляков. — Это та валютная выручка, которая не поступила в Казахстан. Проблемная часть, которая имеет просрочку более двух лет, неоправданная длительная, постоянная реструктуризация – это порядка 6 млрд. тенге".
Депутаты оптимизма разработчиков проекта не разделяют. По их мнению, в законе нет четких правил, кто и как будет контролировать и выявлять "сомнительные" валютные операции. Раньше эти полномочии были у Министерства финансов, позже часть полномочий отдали Нацбанку, а часть по-прежнему осталась у Минфина. В итоге нет единого госоргана, который бы нес ответственность за эту сферу.
В законопроекте также предложено ввести новые правила работы филиалов иностранных организаций. Их предлагают признать резидентами Казахстана, что означает, что все свои сделки внутри страны они вынуждены будут совершать в национальной валюте.